Воспитатель

Проект по экологическому воспитанию детей в средней группе «Ромашка» «ЧТО ЗА ЧУДЕСНИЦА, ВОДИЦА - ВОЛШЕБНИЦА»

16 ноября 2017

 

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в среденей группе "Ромашка"

«НЕОБЫЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПЕЛЬКИ»

Цель: обобщить знания детей о воде; дать представление о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар).

Задачи:

Образовательные: расширить представления детей о свойствах воды; прививать навыки проведения несложных исследований; учить отгадывать загадки.

Развивающие: развивать у детей познавательный интерес через знакомство с техникой проведения опытов с водой; способствовать развитию мышления, внимания, памяти, любознательности, прививать навыки сравнивать, сопоставлять, делать выводы, умение анализировать и наблюдать; развивать навыки проведения лабораторных опытов.

Речевые: развивать связную речь, обогатить словарь детей: испарение, круговорот воды в природе.

Воспитательные: воспитывать у детей экологическую культуру через любовь к природе и познание окружающего мира; бережное отношение к воде; формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.

Материал и оборудование: фартуки по количеству детей, колпаки – лаборанта, бумажные капельки, ведёрко, магнитная доска, карточки с условными обозначениями, термос, кусочки льда, зеркала, ободки с капельками, тучей, и солнышком;  кувшин с водой, пластиковые стаканы по 2 шт. (с надписью 1, 2, салфетки, камешки, пуговицы, сахар, 3 баночки с крышками, волшебная палочка, ароматизированное масло, ложечки, формочки для выпечки, коробка – посылка, письмо.

Методические приемы: организационный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, экспериментирование, создание проблемной ситуации, физкультурная минутка (игра – импровизация, анализ, подведение итогов.

Приоритетная область: «Познавательное развитие: экспериментально-исследовательская деятельность».

Интеграция с образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное развитие: ознакомление с миром природы», «Социально – коммуникативное развитие: формирование основ безопасности, социализация».

Предварительная работа:

  1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
  2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
  3. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
  4. Чтение художественной литературы по теме «Вода».
  5. Наблюдение за водой на прогулке.
  6. Эксперименты с окрашиванием воды.
  7. Опыты с замораживанием воды.

Ход НОД:

(играет музыка,  дети входят в группу под речевку) «Раз, два, три, четыре, кто шагает дружно в ряд - наш экологов отряд»

Воспитатель:

«Доброе утро!» - я вам говорю.

Доброе утро! Я вас всех люблю!

Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно,

И тогда игра пойдёт

Просто замечательно!

Желаю ума набираться

И хорошо заниматься!

Воспитатель: Ребята, сегодня в детский сад пришел почтальон - принес посылку и письмо. На посылке написано: «Ребятам средней группы «Ромашка». Это нам?

Дети: Да

Воспитатель: Сейчас все узнаем. Рассматривает конверт, на конверте две большие марки, и подпись из Академии наук. Как интересно.

-Что бы это значило? Как вы думаете? Раскрывает конверт, читает письмо: Дорогие, ребята! Приглашаем вас принять участие в научном исследовании. И провести опыты, чтобы узнать свойства вещества, находящегося в этой коробке, а какого вещества, узнаете, отгадав загадки:

  1. Вот первая загадка: Закройте глаза, я вам что - то положу в ладошку, а вы крепко её зажмите и отгадку не говорите, держите в секрете («в кулачке»). (Положить каждому ребёнку в ладошку небольшой кусочек льда.)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

  1. Вот вторая загадка - звуковая. Послушайте внимательно. (Прослушать запись шума морского прибоя, всплеска волн)
  2. А теперь ещё одна загадка. Ребята, в термосе кипяток. Я открываю крышку. Что оттуда выходит? (Пар) Воспитатель подставляет к отверстию в термосе зеркало, на поверхности образуется пар.

Воспитатель: А сейчас скажите мне, что было у вас в ладошке? (Лёд) Что за звуки вы слушали? (Шум морских волн) Что идёт из чайника, когда вода закипает? (Пар)

Да, верно. Все наши загадки связаны с водой. А вода состоит из множества капелек. Вот наши волшебные капельки. (Достаёт капельки из ведёрка и закрепляет на доске.)

- Первая капелька - это капелька воды в жидком состоянии. Вторая капелька - это лёд (при замерзании капельки воды превращаются в лёд.) Третья капелька - это пар (при нагревании капельки воды превращаются в пар.) Ребята, а вы знаете, где бывает вода? (Ответы детей.)

1-ый ребёнок:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

2-ой ребёнок:

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит!

3-ий ребёнок:

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить,

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: А вы, ребята, как думаете, почему всему живому не прожить без воды? Для чего вода нужна человеку? (Ответы детей.) Запомните! Воду необходимо беречь! Если вода течёт из водопроводного крана, то его надо закрыть, чтобы вода не текла зря! Сегодня наши волшебные капельки помогут нам продолжить опыты с водой и исследовать её свойства. Но сначала мы поиграем.

Игра - импровизация «Сказка про капельки»

Воспитатель: Я приглашаю вас всех в путешествие. Нам нужно стать маленькими капельками. Для этого закроем глаза и произнесём заклинание:

«Без меня не будет моря,

Океана и реки,

Даже лужицы, в которой

Бултыхаются щенки.

Раз и два, два и три-

Стали капельками мы».

Воспитатель превращается в Тучку, а дети в капельки (одевают на голову ободки).

Воспитатель: Давайте представим, что я - ваша мама - Тучка, а вы мои детки - капельки.

Тучка: Где тут капельки? Пора моим деткам - капелькам в путь отправляться. Посылаю вас, капельки, на землю, пролейтесь весёлым дождиком, напоите землю, ведите себя хорошо. Прохожим за воротник не залезайте, не брызгайтесь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя.)

Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они парами и потекли маленькими весёлыми ручейками (попарно берутся за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (соединяются в одну цепочку, идут «змейкой»). Течёт большая река по горам, по долам, попала в огромный океан (соединяют круг). Плавали капельки, плавали и вспомнили, что мама - Тучка наказала домой вернуться. А тут и солнышко пригрело (появляется ребёнок в шапочке солнца). Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (руки вверх, встают на цыпочки). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме - Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, славно путешествовали. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.

Воспитатель: Вот так и ходит вода по кругу: то ввысь поднимается, то живительным дождиком прольётся, под землю просочится, а оттуда вновь через родники на землю выбежит. Так и кружится, как белка в колесе, и ни одна капелька не пропадает.

Воспитатель: А теперь пора нам из капелек превращаться в деток и отправляться в нашу научную лабораторию, в которой мы познакомимся с удивительными свойствами воды. Для этого мы превратимся в лаборантов (одевают фартуки) и сядем за столы. Старший лаборант познакомит нас с правилами работы с водой.

Ст. лаборант:

Вода всегда и всем нужна,

Она прозрачна и чиста.

Она бежит, течёт и льётся

Из речки, крана и колодца.

Вода тепла и холодна,

А также мокрая она.

И кто с водой не осторожен,

Намочит быстро их она.

Помощник лаборанта:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело,

Если разлилась вода-

Салфетка под рукой всегда!

Воспитатель: Ребята, не забывайте правила безопасности при работе: аккуратно пользуйтесь ёмкостью для воды, своевременно поддерживайте порядок на рабочем столе, вытирайте разлившуюся на стол воду салфеткой.

Воспитатель: Ну, а теперь приступим к нашим исследованиям. Волшебные капельки переместились в нашу лабораторию и спрятались. Как вы думаете, где они могут быть?  На столе стоит кувшин с водой.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это? (Дети рассматривают, советуются.)

Дети: Вода.

Воспитатель: Как вы определили?

Дети: Это бесцветная жидкость, не пахнет.

Воспитатель: Вы любите пить воду? (Да.) Как вы думаете, есть ли вода, жидкость в теле человека? (Да.) Как человек теряет воду? (Предположения детей.) Чтобы убедиться в этом, мы проведём с вами опыт.

1 опыт:  «Что такое пар?»

Воспитатель предлагает детям подышать на зеркало.

 - Что вы увидели? (Зеркало покрылось капельками воды, запотело.) Откуда взялась вода? Это мы её выделяем во время дыхания. За сутки человек теряет примерно десять стаканов воды. Следовательно, столько же ему нужно выпить или употребить с пищей.

Вывод. При дыхании человек теряет воду. Ему необходимо пить воду, чтобы организм не обезвоживался.

После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы на магнитной доске с помощью карточек с условными обозначениями.

2 опыт: «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель: Как вы думаете, у воды есть вкус?

- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус? (Ответы детей.)

- А теперь в другой стаканчик с водой добавьте сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (Сладкая.)

- А если мы добавим в воду соль, какая она будет на вкус? (Солёная.) Если лимон? (Кислая.) Если перец? (Горькая.)

- А теперь снова попробуйте воду в стаканчике с №1. Есть ли у неё вкус? Какой вывод мы можем сделать?

Вывод. У чистой воды нет вкуса, она пресная. Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле, соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.

Физминутка

Мы решили закаляться, раз – два, раз – два, (приседания, с вытягиванием рук вперед)

И водою обливаться, раз – два, раз – два, (поднять руки вверх, имитация обливания)

А потом мы полотенцем, раз – два, раз – два,

Не забудем растереться, раз – два, раз – два (имитация растирания полотенцем)

3 опыт: «Имеет ли вода запах?»

- А как вы думаете, имеет ли вода запах? Давайте проверим.

Воспитатель предлагает понюхать воду в стаканчике.

 - Чем она пахнет (или совсем не пахнет? (Вода ничем не пахнет.)

Теперь я добавлю вам в стаканчик капельку ароматизированного масла, а вы перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? Чем она пахнет? (Вода изменила запах.)

Вывод. Чистая вода не имеет запаха.

4 опыт: «Вода не имеет цвета»

Воспитатель: Ребята, что обозначает слово «прозрачный»? (Ответы детей.) Перед вами набор мелких предметов: пуговицы, камешки, ракушки. Докажите, что вода, стоящая перед вами в стакане, прозрачная.

- Опустите предметы в стакан с водой. (Дети бросают в воду предметы.) Загляните в стакан. Что вы видите в нем? (Предметы видны.)

- Значит, какая вода? (Прозрачная.) А может вода поменять цвет?

Фокус «Цветная водица».

Взять три баночки с закручивающимися крышками. Внутренняя сторона крышек заранее покрыта акварельной краской (красной, зелёной, синей). В отдельную посуду наливается чистая вода. Воспитатель наливает в баночки эту воду (примерно половину, закрывает крышки и говорит волшебные слова:

«Капелька - водица,

Друг ты мой студёный,

Стань, вода - водица,

Не светлой, а зелёной!»

«Капелька - водица,

Друг ты мой прекрасный!

Стань, вода-водица,

Не простой, а красной!»

«Капелька - водица,

Светлая, как иней,

Стань, вода - водица,

Не простой, а синей!»

Воспитатель встряхивает баночки, вода меняет цвет.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая вода у нас получилась, разноцветная. Как мы можем поменять цвет воды?

Воспитатель предлагает добавить в стаканы с водой акварельные краски разного цвета (красного, синего, зелёного, жёлтого). Вода изменила цвет? (Да.)

Вывод. Чистая вода прозрачная. Вода может изменить цвет.

5 опыт: «Имеет ли вода форму?»

Воспитатель: Имеет ли вода форму?

Сейчас вода находится в стаканчике и имеет форму стаканчика. А теперь давайте перельём воду из стакана в другую ёмкость. Посмотрите, вода приняла ту форму, в которую мы её переместили - форму цветка. Обратите внимание. Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.

Вывод: Вода не имеет формы. Вода жидкая и может литься, течь и принимать форму того сосуда, в который мы ее налили.

Воспитатель: Молодцы, лаборанты! Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались! Давайте подойдём к нашей доске с подсказками и повторим, о чём мы говорили на занятии, с какими свойствами воды познакомились, что вам было интересно, что узнали нового? Ответы детей.

Награждение медалями – капельки воды!

 

 

 

 

 

 

Фотографии

Оставить комментарий: